Из всех видов холодильного железнодорожного транспорта для перевозки быстрозамороженных продуктов наиболее приемлемы изотермические вагоны с машинным охлаждением, поезда-рефрижераторы, а также вагоны с индивидуальным машинным охлаждением. В поездах с машинным охлаждением быстрозамороженные продукты можно перевозить на любые расстояния. Так, при температуре наружного воздуха 30° С в двенадцативагонных секциях можно поддерживать температуру воздуха -15÷-12° С, пятивагонных -18÷-15° С, трехвагонных -18÷-15° С и в вагонах с индивидуальным машинным охлаждением -20÷-18° С.
Поезда с машинным охлаждением не зависят от льдоснабжения, благодаря чему продвижение их в 2 раза быстрее, чем изотермических вагонов с льдосоляным охлаждением. При перевозке быстрозамороженных продуктов большой скоростью в поездах и секциях с машинным охлаждением длительность доставки составляет 220-450 км в сутки. Себестоимость перевозок в секциях с машинным охлаждением по сравнению с себестоимостью перевозки в поездах-рефрижераторах выше на 10-12%. Тем не менее использование их вполне целесообразно, так как качество замороженных продуктов при перевозке в них сохраняется лучше. Техническая характеристика поезда, секций с машинным охлаждением и вагона с индивидуальным охлаждением приведена в табл. 86.
Показатели | Поезд из 23 вагонов | Секция с количеством вагонов | Вагон с индивидуальным охлаждением | ||
12 | 5 | 3 | |||
Количество вагонов-холодильников | 20 | 10 | 5 | 3 | 1 |
Длина кузова вагона, м |
|
|
|
|
|
наружная | 15,0 | 17,0 | 17,0 | 17,0 | 15,0 |
общая | 373,0 | 214,0 | 91,0 | 54,6 | 16,2 |
Общая масса тары, поезда, секции, вагона, т | 1035,0 | 544,3 | 221,0 | 128,7 | 49,2 |
Общая грузоподъемность поезда или секции, т | 600,0 | 400,0 | 179,0 | 113,0 | 25,0 |
Общая масса (брутто) поезда или секции, т | 1635,0 | 943,0 | 400,0 | 241,0 | 24,8 |
Погрузочный объем вагона-холодильника, м3 | 64,8 | 78,5 | 65,8 | 75,0 | 54,0 |
Коэффициент теплопередачи кузова вагона-холодильника, (ккал/м2 • ч • град) | 0,32 | 0,27 | 0,27 | 0,35 | 0,30 |
Количество холодильных установок в поезде или секции | 2 | 2 | 10 | 6 | 2 |
Хладагент | Аммиак | Фреон-12 | |||
Холодопроизводительность одной холодильной установки (при t0=-15° С, tП=25° С, tк=З5° С, ст. ккал/ч | 88 000 | 58 400 | 8800 | 11 500 | 12 400 |
Общая мощность дизелей в поезде или секции, л. с | 260 | 270 | 180 | 160 | 42 |
Вентиляция | Естественная | Принудительная | |||
Режим перевозки при температуре наружного воздуха 30° С, град. | -10 | -15 | -18 | -18 | -20 |
Пятивагонные секции наиболее удобны для отгрузки с холодильников замороженных изделий, в том числе замороженных плодов и овощей в период их массового поступления. Схема вагона с машинным отделением и дизель-электростанцией показана на рис. 107.
Рис. 107. Схема вагона с машинным отделением и дизель-электростанцией пятивагонной секции: I - грузовое помещение; II - дизель-электростанция; III - машинное отделение: 1 - холодильная установка; 2 - воздухоотделитель; 3 - вентилятор воздухоохладителя; 4 - электродвигатель вентилятора, 5 - воздуховод; 6 - электропечь; 7 - регулирующая станция; 8 - вентили обводных мостов; 9 - манометровый щит, 10 - отверстие для отвода конденсата; 11 - распределительный щит машинного отделения, 12 - воздухоуловитель, 13 - канал для теплого воздуха; 14 - канал для холодного воздуха; 15 - дефлектор; 16 - канал дефлектора, 17 - дизель-генератор, 18 - главный распределительный щит; 19 - верстак; 20 - отверстие для выхода воздуха на радиаторы; 21 - щит контроля температур; 22 - электрощит.
Снеговую шубу с батарей воздухоохладителей периодически удаляют при помощи электронагревательных приборов, размещенных в вертикальных каналах. Охлаждаемый воздух распространяется через потолочные воздушные каналы. Пуск холодильных и отопительных установок каждого вагона дистанционный с главного распределительного щита дизель-электростанции, а также со щита машинного отделения вручную или автоматически. Температура замороженной продукции перед погрузкой в вагоны должна быть не выше -18° С. Перед погрузкой обращают внимание на качество тары. Контейнеры с картонными коробками, а также ящики со стеклянными банками укладывают в вагоны штабелями вплотную. Укладка контейнеров и ящиков на ребро или крышку не допускается. Бочки с замороженными плодами размещают в вагонах рядами, между которыми помещают прокладки.
Перед отправкой каждую партию замороженной продукции осматривают. В сопроводительных документах указывают количество мест, состояние упаковки и продукта, температуру вагона и продукции, а также ее сортность. Выгружать и загружать замороженную продукцию следует быстро и бережно, не допуская инееобразования на ее поверхности и частичного оттаивания. Можно применять охлаждение железнодорожных вагонов жидким азотом (рис. 108). В вагоне с пенопластовой изоляцией имеется резервуар для хранения жидкого азота, который поступает по специальному трубопроводу через регулирующий вентиль в охлаждаемые ребристые батареи, расположенные под потолком и вдоль стен. В батареях жидкий азот испаряется, поглощает тепло, понижает температуру воздуха внутри вагона до -18° С и выпускается в атмосферу.
Рис. 108. Вагон-холодильник с охлаждением жидким азотом: а - разрез вагона: 1 - резервуар для жидкого азота; 2 - замкнутая циркуляционная система; 3 - теплообменник; 4 - регулирующий клапан; 5 - изоляция из пенопласта; б - схема регулирования температуры: 1 - стенки резервуара; 2 - предохранительный клапан; 3 - спускной вентиль; 4 - регулятор давления; 5 - контролер; 6 - редукционный клапан; 7 - перепускной клапан; 8, 9 - трубопровод и клапан для подачи жидкого азота; 10 - главный клапан; 11 - теплообменник; 12 - датчик уровня жидкости в резервуаре; 13 - чувствительный элемент.