Участие в подготовке и проведении мероприятий по развитию, специализации и размещению торговой сети. Уровень торгового обслуживания населения зависит от комплекса условий. Одним из важнейших условий является развитие материально-технической базы торговых организаций и предприятий, соответствие ее количественных и качественных показателей современным требованиям. Продовольственная программа предусматривает принятие мер к расширению и рациональному размещению сети магазинов и других торговых предприятий, улучшению режима их работы в целях создания максимальных удобств для населения.
Развитие материально-технической базы направлено на обеспечение неуклонного роста товарооборота и улучшение торгового обслуживания населения, надлежащего хранения товаров, более рациональное размещение товарных запасов и улучшение системы товароснабжения, рациональное размещение сети магазинов и складов, более эффективное использование имеющихся основных фондов и капитальных вложений на новое строительство.
Задания по развитию торговой сети на местах устанавливаются по торговым организациям и ведомствам, имеющим торговую сеть.
Подбор конкретных типов магазинов осуществляется с учетом численности населения, планировочной структуры городов и плотности застройки их территории (табл. 2).
Таблица 2
Нормативы обеспеченности торговой площадью населения в городах
Типы магазинов | Торговая площадь магазинов в городах с населением, тыс. человек | ||||
до 50 | 50-100 | 100-250 | 250-500 | свыше 500 | |
Универсам | 400, 650 | 400, 650, 1000 | 400, 650, 1000 | 400, 650, 1000, 1500 | 400, 650, 1000, 1500, 2000 |
Гастроном | 400, 650 | 650, 1000 | 650, 1000 | 1000, 1500 | 1000, 1500, 2000 |
Диетические продукты | 250 | 250, 400 | 400 | 400, 650 | 650 |
Хлебокондитерский | - | - | 250 | 250 | 250, 400 |
Овощи-фрукты | - | - | 250 | 250, 400 | 250, 400 |
Рыба | - | - | 250 | 250 | 250, 400 |
Устанавливаются также расчетные показатели обеспеченности торговой площадью продовольственных магазинов по группам товаров на 1 тыс. городских жителей, которые периодически могут уточняться. В расчете на 1985 г. при общем нормативе 195 м2 норматив площади в магазинах, торгующих продовольственными товарами, составил 82 м", в том числе: торгующих хлебом - 5,4 м2, бакалеей - 9, кондитерскими товарами - 5,9, мясом - 7,4, рыбой - 3,6, молочными продуктами - 9, гастрономией - 14,3, винно-водочными изделиями - 1,5, пивом, безалкогольными напитками - 2,5, овощами - 9,2, фруктами - 5,7 м2; дополнительные услуги - 8,5 м2.
По продовольственным товарам эти показатели принимаются независимо от типа города.
Розничным торговым организациям, особенно расположенным за пределами областных, краевых и республиканских центров, много внимания приходится уделять развитию сети складов для кратковременного и длительного хранения товаров.
Для обеспечения нормальных условии работы в магазинах необходимо создавать определенные запасы товаров. Их величина зависит от групп товаров, связей с поставщиками, регулярности товароснабжения и т. д. Запасы товаров в магазинах должны быть минимальными, основная их часть должна храниться на складах оптовой и розничной торговли. Потребность в складах будет меньше для тех торговых организации, которые расположены в районах производства товаров и имеют налаженные транспортные связи с поставщиками. Более всего в складах нуждаются организации, осуществляющие досрочный завоз и накапливающие большие запасы товаров.
Для обеспечения торгового обслуживания населения, проживающего в малых населенных пунктах, разрешается строительство магазинов типа «Продукты» с торговой площадью 100 м2 и типа «Товары повседневного спроса» с торговой площадью 50-70 м2.